shtepawski

| Читать сначала | | Читать следующее |


| Первый | Второй | Третий | Четвёртый |


Низкочастотная культура

 

"Грозовые раскаты бочки,

Молния трубы и органа;

Бас, ритм и труба, переплетаясь,

сливаются глубоко внизу с барабанами..."

 

 

--Линтон Квиси Джонсон, 1980 "Звуки Реггей (шокирующий даб)"

 

 

В ночном небе манхэттенского Вест-Сайда над раскачивающимися в едином монотонном

движении слушателями разносится многократно отраженный цифровой задержкой удар

малого барабана. Затухая, он сплетается с настойчивым пульсом баса, уходящего в

самые нижние регистры. Воины ямайского даба Black Uhuru, направляемые басистом

Робби Шейкспиром и барабанщиком Слаем Данбаром, ведут слушателей в очередное

мистическое путешествие. Вокалист Майкл Роуз, лицо которого спрятано в густой

копне косиц - "дредлокс" - накладывает на гипнотический ритм свои замысловатые

речитативы, и группа наконец срывается в вибрирующий припев: "Chill out, chill

out, chill out New York" - "Расслабься, Нью-Йорк"... Конец 1984 года, и по

Америке победно шествует даб - одно из самых экспериментальных и причудливых

направлений музыки реггей...

 

Своими корнями даб уходит в "звуковые системы" (sound systems), которые были

популярны на Ямайке в 50-е и 60-е годы - передвижные концертные ("танцевальные")

установки, за пультами и микрофонами которых работали настоящие волшебники -

продюсеры и музыканты Ли "Scratch" Перри, Осборн "King Tubby" Раддок, и Гораций

Сваби, известный как Augustus Pablo. Название "dub" происходит от названия

дополнительных инструментальных вариантов (dub-plates) известных популярных

синглов в стиле ска, рокстеди и, позднее, - реггей. Первоначально эти варианты

использовались продюсерами для того, чтобы проверять уровень отдельных звуковых

дорожек при записи, по очереди приглушая вокал и ритм. Согласно одной из легенд,

такой "выпадающий" дабовый стиль сведения появился в начале 1972 года, во время

воспроизведения нескольких удачных партий баса и ударных в принадлежавшей Ли

Перри студии Black Ark. King Tubby внезапно вскочил со своего кресла и

воскликнул: "Скрэтч, это безумие! Мы можем прямо так их и оставить!"

 

История и корни даба окружены мистикой. Музыка реггей тесно связана с

мистическим опытом религии Растафари; традиционные барабанные стили "ньябинги

воинов" (nyabinghi drums of the obeahman) вдохновляли раста Count Ossie и Ras

Michael, и были великолепно использованы Бобом Марли и группой Wailers в песне

"Rastaman Chant" [альбом Burnin', Tuff Gong/Island]. Затемненные помещения

студий Кингстона (Black Ark, Channel One, Harry J и Tuff Gong) тесно связаны

своей культурой с западным побережьем Африки. Сущность даба складывается из

множества элементов: очень низкого баса, вкрадчивого и устойчивого рисунка

барабанов, отрывистого вокала, духовой, гитарной и клавишной аранжировки,

которая образует причудливый коллаж, украшенный замысловатыми эффектами.

Пещерная реверберация, переливающийся флэнжер и триольные задержки, срывающиеся

в нервную дрожь, рисуют на холсте даба любые настроения - от трансцендентного

спокойствия до безумного драйва.

 

Эстетика даба - включая ритмы, басовые партии, способы сведения звука и вибрацию

- чрезвычайно популярна в самых различных стилях современной музыки, от

трип-хопа Massive Attack и Portishead до нового инструментального поп-рока

Tortoise и даже до отрывистых ритмов и инфразвуков английского джангла.

Благодаря усилиям таких продюсеров и диджеев, как Bill Laswell, Tricky, The Orb,

Mad Professor, Adrian Sherwood, Chemical Brothers, DJ Ninj, DJ Spooky и Crooklyn

Dub Consortium, мир даба непрерывно расширяется и уверенно входит в 21 век.

 

Прочный фундамент

 

Бас - это как... Ну, для того, чтобы заложить фундамент, нужен известковый

раствор", - объясняет Робби Шейкспир. "У тебя есть песок, есть гравий, есть

цемент. Бас - как цемент, половина строительного материала, важнейшая составная

фундамента. То же самое можно сказать и об ударных - одно немыслимо без другого.

Если нет надежного фундамента, ничего путного не построишь."

 

Сочетание Шейкспира с барабанщиком Слаем Данбаром образует одну из наиболее

изобретательных и продуктивных групп, вышедших с Ямайки. В качестве продюсеров и

ритм-музыкантов эти люди записали более ста альбомов, включая множество

компиляций Taxi Gang, работы с Bill Laswell и Material, а также популярные

альбомы с Black Uhuru, Grace Jones и Питером Тошем. Новаторский подход Слая и

Робби к даб-музыке сыграл чрезвычайно большую роль в международной популяризации

реггей-культуры.

 

Свою музыкальную деятельность Робби начал в Кингстоне, в 70-х годах. Его первой

группой были "Молодежные профессионалы" (Youth Professionals), а первыми

вдохновителями - местные легенды вроде Джеки Джексона (басиста совершенно

потрясающей студийной группы Ли Перри - The Upsetters), Джорджа Фулвуда из Soul

Syndicate, и Эстона "Family Man" Баррета из Wailers. "Баррет научил меня очень

многому", - вспоминает Робби. Кроме того, Шейкспир слушал много американского

джаза и фьюжна, восхищаясь техническим мастерством Стэнли Кларка и других

музыкантов - "слишком многих, чтобы помнить их по именам".

 

Отличительными признаками стиля Шейкспира с самого начала стали великолепное

чувство синкопы и глубокое понимание мелодического диапазона баса. Это привлекло

к нему внимание молодого Аугустуса Пабло, который записывал в студии King Tubby

свой проект Rockers. "Я играл на большинстве записей Pablo", - вспоминает Робби.

"В сущности, в те дни он больше ни с кем не работал - или со мной, или c Family

Man". В результате этого сотрудничества в середине 70-х с King Tubby было

сделано несколько дабовых записей, которые сразу же стали легендарными. "У

Короля был свой собственный стиль работы", - говорит Робби. "Табби делал даб из

ритм дорожек прямо "на лету", мы сидели и слушали, а Табби работал с пультом.

Это освежало любую песню..."

 

В это время в Кингстоне стало появляться все больше студий звукозаписи.

Всемирный успех Боба Марли привел к тому, что музыка реггей стала одним из

основных предметов ямайского экспорта - едва ли не более прибыльным, чем тесно

связанная с культурой реггей марихуана. Новые синглы выходили чуть ли не

ежеминутно. (Журнал Beastie Boys Grand Royal в недавней статье про Ли Перри

сообщает, что за 25 лет на ямайке было выпущено более 400,000 наименований

пластинок - то есть, примерно, по две пластинки в час). Существенную часть этих

записей составлял даб, и Робби Шейкспир играл на сотнях пластинок, так же как

"Family Man" Баррет и парень по имени Эррол "Flabba" Холт. Образовав со Слаем

Данбаром группу "The Revolutionares", Робби занялся окончательной шлифовкой

своего стиля игры и своего звука.

 

"Я играю не просто бас-партию, а основу для мелодии" - рассказывает Шейкспир.

"Просто ноты играть может каждый. Я стараюсь составлять из нот осмысленные

фразы. Я ищу идеальный бас - не знаю, достиг ли я его и достигну ли когда-нибудь

вообще, - но по крайней мере я к нему постоянно стремлюсь, понимаешь? Подход к

даб-музыке определяется твоим настроением, твоей вибрацией. Я слушаю ритм

ударных, закрываю глаза, беру в руки бас и открываю свое сердце Богу. Иногда я

играю на инструменте, иногда инструмент играет мной - а иногда выходит примерно

поровну. Порой начинаешь что-то играть и вдруг говоришь сам себе - "Ха, это

классно звучит!" - это значит инструмент тобой играет. А потом добавляешь между

инструментом и тем, что он играет, что-то свое - и получается очень странный

звук.."

 

Создавая свой "странный" звук, Шейкспир использует целый ряд различных техник

игры, включая игру большим пальцем, однако предпочитает попеременно играть

указательным и средним пальцами, что позволяет ему добиться высокой скорости и

точности. Чаще всего он использует легендарный инструмент ямайских басистов -

гитару Fender Jazz Bass - к которой в последние годы прибавился заказной

инструмент Paul Reed Smith ("на нем мелодии сами играют" - говорит Шейкспир).

Работая с Питером Тошем (Word Sound & Power), Робби играл на гитаре Hofner

Beatle Bass (по примеру Баррета "Family Man"), а в группе Black Uhuru он играет

то на Jazz Bass, то на гитаре Steinberger. Что касается усилителей и комбиков,

то здесь его выбор значительно более разнообразен. Вообще, в большинстве случаев

Робби предпочитает включаться прямо в пульт, и слушает себя на сцене в

специальной мониторной группе колонок. "Я не очень-то разбираюсь в усилителях" -

признается он.

 

Ритм сердца

 

Из всех ямайских музыкантов Эстон "Family Man" ("Семейный") Барретт является

едва ли не наиболее уважаемым. Его имя, вместе с именем его брата Карлтона -

бессменного ударника группы Wailers, связано со множеством известнейших

классических реггей-ритмов. История сотрудничества брата Баррета с группой

Wailers и Бобом Марли хорошо известна - от ранних проектов с участием Ли Перри

до более поздних альбомов студии Island, записанных продюсером Крисом

Блэквеллом. Даже если не считать студийных записей, едва ли на земле найдется

много вещей, которые можно сравнить с вибрирующим дуэтом Карлтона и Эстона в

живом концерте. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно услышать хотя бы

альбом Talkin' Blues [Island] - запись радиопередачи с живым выступлением Боба

Марли и группы Wailers во время их тура с Слаем и Эстоном.

учения Растафари. "Барабаны - это сердце музыки, а бас - это позвоночник" -

говорит он в интервью, взятом во время тура с новым составом Wailers при выпуске

нового альбома RAS "Jah Message". "Если ваше сердце бьется неправильно, или если

у вас сердечный приступ, позвоночник никак не может выпрямиться и музыки не

получится. Бас и барабаны делают музыку живой, и получается музыка реггей -

универсальный язык и вибрация всех людей."

 

В возрасте 22 лет Баррет начал играть на басу в группе Ли Перри The Upsetters.

Вспоминая одну из первых репетиций вещи, которая легла в основу ритма Clint

Eastwood [Out Of Print] (эта композиция, записанная в 1969 году, по сей день

считается одной из лучших жемчужин даба), Барретт говорит: "Мы тогда впервые

попробовали играть эту "басово-барабанную" музыку. Ли Перри создавал основную

вибрацию, а "Плачущие" Wailers - Боб [Марли], Банни [Уэйлер] и Питер [Тош] -

были одной из наших самых любимых поющих групп. Мы очень много работали с ними в

студии, а потом отправились и в концертный тур." Уход брата Баррета из Upsetters

стал причиной весьма сильной (хотя и временной) неприязни между Ли Перри и Бобом

Марли, которые вместе написали множество прекрасных песен, возглавивших

впоследствии международные хит-парады.

 

Как это ни странно, но большинство поздних студийных записей Марли никогда не

подвергались "даб-обработке" во время или после сведения. Исключением стала

только песня "Punky Reggae Party", которая была пересведена Ли Перри в 1977

году, но не попала ни в один из официальных релизов Марли. Воспоминания Баррета

о лучших дабовых репетициях тесно связаны с именем Аугустуса Пабло. "Именно у

него не репетиции я впервые познакомился с Робби [Шейкспиром]" - вспоминает

Эстон. "Я научил его слушать и играть музыку, и он сразу заявил, что ему

нравится бас и он будет настоящим басистом. В некотором роде он мой ученик…".

Одно время Баррет и Шейкспир поочередно играли на басу с вокалистом Уинстоном

Родни и "Пылающим копьем" Burning Spear. Это сотрудничество вылилось в

великолепные альбомы - "корневой" дабовый диск Garvey's Ghost [Mango/Island] и

волшебный сон Living Dub, Volume One.

 

На протяжении многих лет своей музыкальной деятельности Эстон Баррет разработал

целый ряд собственных способов звукоизвлечения и создал уникальный звук.

"Сначала я настраиваю звук инструмента и усилителя, потом окрашиваю его своими

собственными ощущениями, а потом идеально точно снимаю все это микрофоном", -

говорит он. "Иногда мы записываем две басовые дорожки - одну через комбик и

микрофон, а вторую непосредственно с пульта. Их сведение позволяет добавить к

характерному "прямому" звуку с пульта тепло микрофонной записи." На внутренней

обложке альбома Боба Марли Natty Dread ['75, Tuff Gong / Island] Эстон изображен

с гитарой Jazz Bass цвета "санберст" с накладкой из красного дерева, а на

альбоме Babylon By Bus ['78, Tuff Gong / Island] он играет на инструменте

J-Bass. Обычно он включает бас-гитару в обыкновенный гитарный комбик. "Я люблю,

когда моя гитара звучит как контрабас. Для этого я иногда пользуюсь большим

пальцем, однако игра средним и указательным позволяет добиться большей точности

и скорости. Сочетание этих техник идеально подходит для игры в стиле One Drop".

 

One Drop

 

Для стиля One Drop, о котором говорит Баррет, характерно "выпадение" (пауза)

баса на первой доле такта. Этот стиль удачно подчеркивает ритм ударных, и

поэтому часто используется в музыке даб. "Чемпионом" One Drop считается Эррол

Холт, который вместе с барабанщиком Линкольном Скоттом (группа Roots Radics)

играл почти на всех альбомах, записанных в ямайской студии Greensleeves в начале

'80 -х годов. Roots Radics приглашались также для записи всех

"высокотехнологичных" дабовых проектов английского продюсера Адриана Шервуда.

Холту удалось участвовать в развитии музыки реггей по обеим сторонам Атлантики,

поэтому он как никто другой представляет себе общую картину различных подходов.

 

"Даб - это такая музыка, под которую невозможно не танцевать", - говорит он. "И

в то же время он отличается от традиционной музыки танцплощадок - dancehall -

которая основана на запрограммированных ударных. Классический даб - это работы

Кинга Табби и других продюсеров 70-х. То, чем мы занимаемся на студии

Greensleeves - это скорее "эффекты", а не традиционный басово-барабанный даб

старых бойцов. В проектах Шервуда электронные ударные удачно сочетаются с живым

басом и перкуссией. Это все разные стили, - но все они великолепны".

 

Пока Roots Radics записывали "болванки" для певцов и музыкантов на Ямайке,

музыка реггей победно шествовала по Англии. В лондонском Брикстоне тогда жило

много носителей черной (африканской) культуры, и вместе с белыми "панками" им

удалось вывести даб на передовые рубежи музыкальной революции. Британская группа

The Clash выпустила дабовый опус "Sandanista" [Columbia], а брикстонский поэт

Линтон Квиси Джонсон примерно в то же время записал свои революционные альбомы

"Dread Beat an' Blood" [Virgin] и "Forces of Victory" [Island]. Эти альбомы

продюсировал Денис Бовелл, которому удалось собрать на них замечательную ритм

секцию - Вивьен Уэзерс на басу и Джа Банни - на барабанах. Вскоре после этого

даб стал одним из основных направлений деятельности многих британских "звуковых

систем" - например таких, как On-U-Sound Шервуда или студия Ariwa "Сумасшедшего

Профессора" (Mad Professor). Ямайская вибрация получила мощный технологический

толчок.

 

Английский даб, по утверждению Холта, развивался в направлении, несколько от

личном от традиционного ямайского звучания. Он отличается большей

"технологичностью" - в частности, широким применением сэмплеров и электронных

ритм-машин. Эррол считает, что в английском дабе не хватает хороших басовых

партий, однако признает, что в музыке необходимо разнообразие. "Вот, например,

Джа Шака (Jah Shaka - английский продюсер) снова возвращается к традиционному

звуку, но ему удается получить его при помощи современных ритм-машин. Он

сэмплирует барабаны со старых записей, и большинство слушателей не в состоянии

отличить их от живых ударных."

 

Как ни странно, по мере усложнения технологии и увеличения количества дорожек

записи дабовое звучание становится все более "прозрачным" и минималистским. Для

того, чтобы в этом убедиться, достаточно проследить за эволюцией звука Black

Uhuru или Dub Syndicate. Сам Холт уделяет особое внимание звучанию своих партий.

"Я пользуюсь специальной обработкой, которая делает мой звук очень низким", -

объясняет он, не выдавая своих профессиональных секретов. Иногда даже кажется,

что мой инструмент расстроен - на самом деле это не так, просто он звучит очень

низко. Я очень люблю старые записи Studio One - когда бас и ударные играют

правильно, создается впечатление, что баса вообще не слышно".

 

Это очень точное замечание, причем относится оно не только к дабу и реггей, но и

ко многим другим стилям музыки. Когда бас и ударные находятся в равновесии, баса

действительно "не слышно". Но стоит басу исчезнуть или заиграть неправильно - и

он мгновенно становится заметным.

 

Как и у многих других басистов, любимый инструмент Холта - классический Fender

Jazz Bass. Кроме того, в его арсенале есть инструменты Hofner и Steinberger.

Бас-гитары Fender и Hofner в реггей-музыке никого не удивляют, но Steinberger

вызывал немало удивления. "Один раз на концерте в Италии из зала закричали -

Флабба Холт! Почему ты играешь на Steinberger? Звук совсем не похож на Roots

Radics! - Как хорошо, подумал я, мое звучание кого-то интересует! На самом деле

я не играю на концертах на Jazz Bass только из-за того, что он кажется мне

слишком тяжелым"

 

Современный даб - это не только классическое звучание Roots Radics или Black

Uhuru. Такие популярные стили, как джангл и трип-хоп вобрали в себя многие

элементы даба, включая "густые" басовые партии и причудливые ритмы ударных.

Четырехканальные студии Кингстона остались в прошлом и сегодня даб записывают на

самых современных 48-канальных пультах, что открывает чрезвычайно широкий

простор для творчества и экспериментирования.

 

"Даб возвращается", - утверждает Эрол Холт, - "и возвращается по-крупному!

Сегодня у каждого есть сэмплер, у каждого есть ритм-машина, и все это звучит

совершенно одинаково. Настоящий даб - это ритм, а ритм можно создать на чем

угодно. Вы программируете барабаны, включаете их и играете бас - вот как

делается хороший звук!"

 

Это может показаться чрезвычайно простым, однако даб - это наука и в то же время

не поддающийся объяснению и описанию ритуал. В этнической музыке всех народов

ритм играет первостепенную роль. "Барабан - самый первый и самый главный

музыкальный инструмент", - говорит Холт. "Нужно заботиться о том, чтобы все было

на своем месте - бочка, малый, томы, хай-хэт, тарелки - и один раз поймав эту

вибрацию, ее нельзя никуда отпускать. Для того, чтобы создать хороший даб,

достаточно хотя бы на пять минут достичь гармонии между басом и барабанами - но

сделать это не так-то просто, как может показаться…"

Hosted by uCoz